пятница, 7 июня 2013 г.

«Значение музыки в развитии ребенка»


Начало двадцать первого века для жизни человека можно охарактеризовать как очень информативное,стремительно изменяющееся, гипердинамичное время. Изменения в образе жизни людей связанное с формированием социального строя страны , вносит в жизнь детей много непонятного, пугающего. Ребенок не может понять , почему мама идет на работу, а не остается с ним дома, когда он болен, почему папа все время работает, а не катается с ним на санках в свободное время, что происходит вокруг? 
Поток информации по телевизору, агрессивные мультфильмы, боевики, которые ребенок смотрит вместе с родителями , не позволяют ребенку правильно оценить окружающий мир, сформировать правильное отношение к себе и людям, пагубно влияют на его эмоциональное состояние. Неблагоприятная экологическая обстановка, не сбалансированное питание, малая подвижность детей дома ухудшают физическое состояние детей. Заболеваемость детей инфекционными болезнями и ОРВИ с каждым годом растет, как и растет число детей с наследственными патологиями.
Задача педагогов  - помочь детям разобраться в окружающем их мире, научить общаться с людьми, научить защищать себя от эмоциональных перегрузок, укрепить здоровье, научить видеть прекрасное и развить интеллектуальный потенциал ребенка . Создание в детском учреждении комфортной, развивающей интеллектуальной среды способствует осуществлению этих задач.
Очень важно, чтобы развитие ребенка проходило через совместную деятельность ребенка и взрослого, совместную деятельность ребенка со сверстниками, заинтересованность ребенка в действии, побуждение его к самостоятельному поиску решения проблем на основе данного взрослым опыта и навыков, эмоциональный комфорт и положительный настрой .
         В дошкольном детстве воспитание и развитие ребенка напрямую зависит от заинтересованности малыша от его желания проявлять творческих подход в познании мира. Театрализованная деятельность с музыкальным сопровождением , слушание музыки, совместное музицирование  детей и взрослых наилучшим образом помогает в решении развития интереса к познанию, развивает ребенка физически, способствует интеллектуальному развитию, развитию психических процессов, формирует эстетический вкус, умение видеть и слышать прекрасное, нормализует эмоциональность детей, снижает уровень заболеваемости детей психосоматическими заболеваниями.
         Детское творчество- одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.И. Волков и многие другие.
         Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое , что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.  По мнению Н.А. Ветлугиной творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое: свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личного «я».  Л.И. Венгер считает что творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающий за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
         Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.
         Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
         Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.
          Для  успешного развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского учреждения . Ведь окружение в котором растет ребенок, его собственный опыт во многом определяют в будущем и способности и характер человека. Создание дома и в детском учреждении музыкальной развивающей среды во многом способствует успешному решению воспитательно-образовательных задач.  Для ребенка большую роль играют взрослые , которые находятся рядом в ним. Авторитет родителей , их предпочтения ,интересы являются для ребенка главной отправной точкой в познании мира. Поэтому совместное прослушивание музыка, движения под нее , создание домашних спектаклей, участие родных в праздничных представлениях в детских учреждениях, посещение театров  оказывает на ребенка наиболее благоприятное воздействие.
         Развитие у детей устойчивого интереса к исполнительской и исследовательской деятельности на основе совместного музицирования взрослого и ребенка во многом способствует решению задач музыкального, эстетического, этического , интеллектуального и физического воспитания.
         Одним из видов исполнительской деятельности является театрализованная деятельность детей.
         По мнению А.В. Щеткина «театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому, что связана с игрой».
Театрализованная деятельность детей  - это одно из средств знакомства детей с окружающим миром, его красотой и способ адаптировать ребенка к социальным отношениям между людьми.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют   общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.         
Посредством перевоплощения в персонаж ребенок переживает  эмоции свойственные его герою, усваивает способы общения.
Разучивание роли стимулирует память ребенка, активизирует мыслительные процессы.
Выполнение имитационных движений развивает тело, координацию движений, укрепляет здоровье детей.
Драматизация литературных произведений знакомит детей с красочным литературным языком, развивает кругозор, развивает эстетический вкус. Выполнение движений под музыку развивает музыкальный вкус, знакомит детей с миром звуков.
Театрализованная деятельность развивает творчество детей, фантазию,  умение действовать в команде.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Из выше сказанного видно, что совместная работа детского учреждения и семьи является залогом успешного развития ребенка, его эмоциональной сферы, становлению его характера, развитию способностей малыша, воспитанию здорового физически ребенка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий